Елена Дунаева (grazdano4ka) wrote,
Елена Дунаева
grazdano4ka

Category:

Про образование


А вам не кажется, что роль высшего образования в нашем мире сильно раздута?

Действительно ли оно так важно? И правда ли то, что без образования - никуда?

Вот, допустим, человек имеет какой-то талант от природы, и не имеет образования. Ну, например, он педагог от Бога, закончивший политех. Или даже строительное ПТУ, неважно. Ему интересно с детьми, и, год отработав по специальности или там проболтавшись в каком-нить магазине продавцом-консультантом, летом он едет в детский лагерь вожатым, потому что для него это отдых.

И там он, конечно, тут же выделяется из общей массы. У него образцовый отряд, дети смотрят ему в рот и ходят за ним по пятам, он постоянно что-то придумывает и проводит какие-то мероприятия, игры, конкурсы. Он интуитивно чувствует, что на Ирочку нельзя повышать голос, Таню надо хвалить при всех за каждый вздох, Олегу неплохо бы поручить что-то важное, а Петьке можно и нужно дать подзатыльник, ему это только на пользу. И, хотя вся педагогическая наука в шоке, этот подзатыльник действительно решает столько проблем, сколько не могли решить до этого много лет ни семья, ни школа. Руководство лагеря смотрит на его работу с одобрением, его приглашают на следующий сезон, а зимой зовут поработать в образовательный центр. Он с восторгом соглашается - ему это интересно гораздо больше, чем сидеть в своей конторе. Педагогическая карьера его идет в гору, и только через несколько лет какой-нибудь дотошный кадровик вдруг спохватывается - так у Иванова ведь нет никакого педобразования, надо же. А мы его хотели на областной конкурс отправлять.

- Так ты поучись! - говорят ему. - Обязательно. Хоть заочно. Мы тебе тогда зарплату увеличим, категорию дадим другую.Выдвигать будем. На конкурс пойдешь. Ты ж у нас талант!

И он идет и учится, получает педобразование, и тем не менее лучше не становится. Он и так легко находит общий язык с детьми, любит свою работу, у него все получается. Да, теперь он знает историю педагогики, теорию обучения и теорию воспитания, он сдал возрастную психологию, детскую литературу и методику обучения грамоте. Однако в своей практической работе с детьми он все так же в основном опирается не на эти новые теоретические знания, а на свою потрясающую интуицию. И всегда выигрывает.

Умного учить - только портить?

Ну или человек - талантливый писатель. Сам по себе, без образования.

-Ты замечательно пишешь! - твердят ему со всех сторон. - Тебе надо книгу писать, не задумывался? А зря. Ты попробуй! У тебя получится.

И он пробует, и - вот чудо-то! - получается. У него выходит одна, другая, третья книга, его хвалят читатели, издательства наперебой предлагают ему контракты. Ну может поначалу и не наперебой, но - есть вполне реальные предложения. В то время как рядом скрипят перьями и осаждают издателей десятки дипломированных филологов и лингвистов, и - без особого успеха.

Или вот совсем простой пример - врожденная грамотность. Не секрет, что есть люди, которые не знают ни одного правила и пишут грамотно. В то же время, если человек не чувствует внутри себя, как надо написать то или иное слово, он будет писать "извЕните" и "агеНСтво" без всякой задней мысли, даже зная наизусть все правила и проверочные слова. Не смотря на то, что это материал второго класса, а уж два-то класса образования мы имеем все.

Образование дает престиж, да. Мнение о человеке, о котором известно, что он "закончил МГУ с красным дипломом", или "получает второе высшее", или "пишет докторскую" - оно изначально лучше, что бы там ни говорили. И тем не менее, это совсем не означает, что он - лучший специалист, чем кто-то, кто не имеет образования, но имеет определенный талант.

Образование дает какие-то связи - может быть. Закончив более-менее престижный вуз, как бонус, получаешь "нужные" знакомства, которыми потом в жизни вполне можешь воспользоваться.

Образование учит работать? - большой вопрос.

Безусловно, есть какие-то сферы деятельности, где образование первично. Не закончив мединститут, никогда не откроешь в себе таланта хирурга, например. Но таких сфер сравнительно немного.

...Очень часто молодые мамочки, рано родившие ребенка, рассуждают о том, что, дескать, надо скорее поднимать малыша на ноги и идти учиться, в смысле получать в/о. А для чего учиться? - чтоб работать. Работать кем? - ну, не знаю. Все равно. Работать. Лишь бы не полы мыть и не рыбой торговать в павильоне. И вообще, чего пристала? Разве ты не знаешь, что без образования нынче никуда? ну вот, я и пойду - получать образование.

В результате она действительно учится в поте лица, пристраивая малыша по бабушкам и подружкам, получает образование какого-нибудь менеджера по туризму или психолога-социолога - что-то маловменяемое и громкозвучное, одним словом. И самое главное, весьма далекое от реальной жизни. Усилий тратится море, впрочем, как и денег, и нервов, и в результате наша героиня идет продавцом в павильон. Или офис-менеджером (читай, завхозом) - в какую-нибудь контору.

Я понимаю, что даже завхозом в контору не возьмут с улицы да без образования. И тем не менее ведь работать на этих должностях и после школы вполне реально. Некоторые и работают.

В то же время тысячи человек с советским еще, добротным образованием сидят и не знают - кем быть :). И даже в голову не приходит идти искать работу по образованию - химиком, например, или инженером-механиком. Зачем, спрашивается, в свое время учились, сдавали экзамены, возможно, заняли чье-то место? - ну как, нужно было образование получить, вот и получили. Работать химиком??? - иди сама, ты вообще представляешь, о чем говоришь? На химзавод??? Ни за что.

Образование - просто очередной фетиш? Как вы думаете?


Tags: За жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal