- Никогда не думала, что мы до такого дойдем! – разоткровенничалась как-то одна моя знакомая, пенсионерка Анна Кирилловна. – И в страшном сне не могла представить!..
Анна Кирилловна планирует судиться с детьми – с сыном и невесткой. Конфликтует она с ними уже много лет, и с чего все началось, «кто на ком стоял», сейчас и не разберешь. Распутывать все мелкие обиды даже уже и не хочется. Основной предмет спора – внуки, которым на сегодняшний день 5 лет и 2 года. Анна Кирилловна хочет в суде установить порядок общения с ними, потому что сын и невестка категорически против того, чтобы выдавать бабушке детей добровольно. Просто из вредности, считает пенсионерка, потому что объективных причин для такого «поражения в правах» нет. Человек Анна Кирилловна ответственный и адекватный, более того, заслуженный учитель на пенсии, и ничего плохого, конечно, внукам не сделает…
- Я бабушка! – говорит Анна Кирилловна. – Я хочу принимать участие в воспитании! Запретить мне они не имеют права!..
- Ну подумайте сами, чего вы добьетесь?- говорят ей. - Просто потратите время и нервы. Ну вот назначат по суду порядок общения, и что? Придете вы, допустим, в назначенное время, а их дома нет. Будете ходить к малышам с милицией? Или с судебными приставами?.. Мириться надо!
Но как помириться, когда конфликту «ни о чем» уже даже не год и не два, каждая сторона уверена в своей правоте и в том, что «с ними/с ней ни о чем разговаривать невозможно»?
Есть вариант – воспользоваться услугами специалиста службы досудебного урегулирования споров, или медиатора.
Если не ошибаюсь, даже сериал такой был, правда, импортный, где подобный специалист изящно помогал распутать и урегулировать почти безнадежные конфликты. Медиатор не встает на чью-то сторону, никого «не воспитывает» и не взывает ни к чьей совести. Он вникает в ситуацию и помогает участникам без эмоций обсудить намерения и возможности, постепенно вовлекая их в конструктивный диалог. Самое то, кажется, что нужно в таких вот семейных конфликтах, а также бракоразводных делах, в жилищных и имущественных спорах между родственниками…
Между прочим, это уже не экзотика и для нашей страны - в России закон о процедуре медиации действует с 2010 года, такие организации работают более чем в 60 субъектах РФ. Конечно, эту полезную службу надо развивать и поддерживать, чем озадачились в Комитете гражданских инициатив. 29 января 2016 года в КГУ прошла Конференция «Проблемы и перспективы развития института медиации в России». Направление кажется очень перспективным – ведь это интересно и выгодно всем, решать споры без применения государственного принуждения, «миром».
А как считаете вы: служба медиации, это действительно то, что нужно людям? Мирить свекровей и невесток, бывших мужей и жен, братьев и сестер, которые из-за наследства идут чуть ли не врукопашную - хорошее дело, которое действительно нужно развивать?
Есть смысл обращаться в такую службу таким, как Анна Кирилловна и ее семья, или это не будет работать у нас в России, как не работают, например, брачные контракты, которые ничего не стоит обойти?
Что думаете?