Давным-давно, в прошлой жизни, когда про мобильные телефоны еще и слыхом не слыхали, более того, обычный домашний телефон в квартире был невероятным благом и показателем, так сказать, умения жить, и имелся поэтому далеко не у всех - я была студенткой и училась в большом городе, располагавшемся на расстоянии около полутора сотен километров от нашего населенного пункта.
Сто пятьдесят километров - не так уж и далеко, час-полтора езды. С другой стороны, и немало. Каждый день не поездишь, но в общем-то каждую неделю ездить домой было вполне реально.
Что большинство из нас и делали.
Мы уезжали на учебу вечером в воскресенье или рано утром в понедельник на рейсовом автобусе, который надо было брать штурмом (особенно в субботу и в понедельник, в те дни, когда массово ехали домой и из дома студенты). Вместо сорока человек в такие дни в старенькие автобусы набивалось человек двести, и так ехали полтора часа, и радовались еще, стоя на одной ноге, что попали в автобус. И благодарили водителя, что взял, в нарушение, конечно, всех правил и инструкций. Ехать-то надо.
Неделю мы жили самостоятельно и возвращались домой в субботу, чтоб поесть, постираться, посидеть, извините за такие подробности, на домашнем унитазе (ну кто жил в общежитии коридорной системы - понимает, о чем я), зачерпнуть из родительских закромов колбасы, деньжат и пирожков и в понедельник к первой лекции в девять утра вернуться грызть гранит науки.
Наши мамы провожали нас на неделю и не имели представления, доехали ли мы вообще и что там с нами происходит - до следующей субботы, до приезда чадушка.
Мобильных телефонов-то не было, представляете; да и домашних, по-хорошему, тоже. В общежитии на первом этаже был телефон-автомат, но по межгороду он не звонил. Поэтому вести о себе подать мы не могли всю неделю.
Девочки, приехавшие издалека, с Крайнего Севера или деревень, писали домой письма, но мы и этого не делали - зачем, если каждую неделю ездишь, а письмо примерно столько и идет. И как-то жили мамы и папы, не волнуясь за нас особо. По крайней мере, волосы на себе никто не рвал. Надо же ребеночку учиться-то. Насколько же там, в большом городе, полном соблазнов, ребенок занят именно учебой, тоже приходилось только гадать.
Впрочем, КПД самостоятельной жизни выяснялся во время очередной сессии.
А до сессии и студенты, и родители были спокойны.
Иногда только, изредка, звонили по субботам друг другу:
- Анна Ивановна, ваша Лена приехала? Когда?.. Сегодня? Ой, а дайте ей трубочку, пожалуйста, что-то Наталья моя не едет, потеряла я ее... Здравствуй, Леночка, ну как дела, как учеба?.. Ты Наташку там мою в институте не видела? Видела? А когда?... А, ну значит все в порядке! Она домой не собиралась ехать сегодня?... Не знаешь? Ладно, сейчас я еще Юле позвоню... Вот ведь паршивка, а? Трудно было передать с кем-то, что не едешь, чтоб мать не переживала!
Сейчас это, конечно, дико - когда все на связи круглые сутки, и мобильники у всех, даже у первоклассников и у дворников-таджиков. Ну как это полмесяца не знать, как там ребеночек семнадцати - девятнадцати лет совершенно один. Где он и что с ним.
А тогда это было нормально.
И мы еще возмущались и негодовали - ну чего они волнуются, родители, куриный переполох устраивают, по девчонкам звонят! Ну что может с нами случиться! Подумаешь, не приехала на выходные - приеду на следующие, делов-то. Чего переживать.
И ведь на самом деле - ничего особо не случилось, никто не потерялся за пять лет такого студенчества, не пропал. Хотя на койке в общежитии не сидели, гуляли, ходили по гостям, возвращались под утро, благо мамы-папы не знали - я не помню, чтобы кого-то серьезно искали.
Нет, наверняка люди пропадали и тогда, когда не было мобильных телефонов. Но совсем не больше, чем сейчас.
С другой стороны, сейчас, в эпоху поголовной мобильной телефонизации, когда каждый из нас на связи круглые сутки, и кажется, что даже уехав за границу, человек вот он, рядом, только руку протяни к телефону, - ситуаций типа "ушел из дома и пропал" - ничуть не меньше, чем в махровые годы, а как бы не больше - в абсолютном исчислении.
Более того, гадские мобильники, как живые вражеские агенты, будто усыпляют бдительность. То есть когда все нормально - телефон работает. На всякие дурацкие разговоры типа "Видела вчера Таньку, у нее новое пальто, представляешь - белое!" - почему-то хватает и средств на счете, и заряда аккумулятора. Но как только начинаются проблемы - на телефон не рассчитывай.
- Когда срочно, вот прямо срочно надо найти мужа, и не просто так, а по важному делу - почти стопроцентно: "абонент сейчас недоступен, попробуйте позже...".
- Когда ты волнуешься за родителей или престарелых родственников - на том конце провода длинные гудки и в восьмой, и в пятнадцатый раз. Хотя раньше бабушка всегда брала трубку сразу же.
- Когда ты потеряла ключ и стоишь с голодными и замерзшими детьми перед запертой дверью - "на вашем счету" будет "недостаточно средств..."
- Когда ты застряла в лифте с коляской и естественно с ребенком в ней - гадский мобильник занимается поиском сети.
- А в другой раз просто нахально выключается в руках и все. Когда тебе срочно надо позвонить - у мобильника садится аккумулятор.
В такие моменты особенно обидно - ну вот же он, мобильник! Только что работал! А тут, как стало нужно сильно-сильно - сдох, надо же...
И волнуешься вдвойне, когда человек несколько раз подряд трубку не берет. Зная, что он с мобильником не расстается, везде с ним, что ж такое-то...
Нет, ну возможно, в какой-то степени сама дура. За мобильником надо следить, не забывать, не терять, вовремя заряжать и пополнять счет.
И все-таки тенденция настораживает. :)))
У писателя-фантаста Р.Шекли есть рассказ "Опека". Смысл сюжета заключается в том, что на совершенно ничем не примечательного американца выходит существо из параллельного мира - сверхпопечительный дерг, который начинает предупреждать героя о разных опасностях. Не садиться в такой-то самолет, не становиться на водосточную решетку, расположенную на углу таких-то улиц, не ходить под окном, из которого завтра выпадет цветочный горшок.
И поначалу все идет прекрасно. Пока герой не замечает, что до появления "опекуна" жизнь не представляла такой опасности. На что ему объяснили, что раз он пользуется преимуществами опеки, то должен мириться и с ее отрицательными сторонами. Всякая опека вызывает необходимость дальнейшей опеки. С появлением дерга изменилась окружающая среда, а стало быть, и положение героя в ней. Количество опасностей стало нарастать, как снежный ком, а потом количество переросло в качество. Впустив в свою жизнь потусторонних существ, герой подверг себя повышенной опасности, масштабы которой даже не представлял. Только понял это, к сожалению, слишком поздно.
И вот я думаю, что мобильники в какой-то мере похожи на сверхпопечительного дерга. Они невероятно удобны в быту, решают многие проблемы, избавляют нас от лишнего беспокойства за близких. Мы с удовольствием впустили их в свою жизнь.
И в то же время, может быть, есть у этой медали и другая сторона?..
За удобство, безопасность и уверенность в себе надо платить, и не всегда, к сожалению, только деньгами...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →