Образовательная система в последнее время меняется так стремительно, что за этими переменами сложно уследить. Ежегодно в школе появляется что-то новое. Наверно, каждый из нас краем уха слышал об ЕГЭ, ГИА, профильном образовании, слияниях школ и детсадов и о других нововведениях. Все это принято яростно критиковать – мол, знания выпускников никуда не годятся, кругом коррупция, все плохо и скоро мы скатимся в каменный век. На самом ли деле все так ужасно? И чем в таком случае занимается Минобрнауки?
Разобраться в этих вопросах, а также познакомиться с наиболее важными проектами Минобрнауки, которые реализуются в настоящее время, помогала блогерам в ходе неформальной встречи директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Зырянова Анастасия Владимировна.
Так какой же будет наша школа в ближайшие годы? Чего ждать?
Оказывается, с 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) начального общего образования. В 2015 году, когда эти ребята перейдут в 5 класс, все школы начнут работать по новому стандарту основной школы. Обязательным для всех российских школ новый стандарт станет с 1 сентября 2020 года.
Что же принципиально нового предусматривает новый ФГОС?
Одно из главных нововведений – профильный принцип образования. Для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно.
Таким образом, новый ФГОС делает акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. Учебный план теперь будет разрабатываться индивидуально и включать, наряду с обязательными учебными предметами, общими для всех, предметы по выбору для углубленного изучения и выполнение индивидуального проекта.
В рамках нового ФГОС рассматривается также профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность учителя. Стандарт будет являться объективным мерилом квалификации педагога, а также инструментом повышения качества образования. Введение стандарта должно, по мнению разработчиков, избавить учителя от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей, а с другой стороны, побуждать педагога к поиску нестандартных решений в своей деятельности.
Но, пожалуй, самый горячий интерес общества сегодня прикован к ЕГЭ. В соответствии с новым стандартом, теперь обязательных предметов для Единого государственного экзамена станет три: к привычным уже математике, русскому языку и литературе добавится экзамен по иностранному языку.
Кроме того, предусмотрен еще целый ряд изменений, которые будут введены в ЕГЭ уже в 2015 году.
1. Со следующего года будут учитываться не только результаты ЕГЭ, но и личные достижения выпускника, а именно, средний балл аттестата по соответствующим профильным предметам и баллы за достижения в соответствии с портфолио выпускника. Таким образом, в министерстве образования планируют шире и более объективно оценивать выпускников.
2. Рассматривается вопрос о полном раскрытии всех заданий ЕГЭ уже в 2015 г., таким образом школьникам представится шанс готовиться к экзамену целенаправленно и предметно.
3. С 2015 года будет введено сочинение по литературе,- это, пожалуй, одно из кардинальных изменений в ходе ЕГЭ, за которое ратовали очень многие. Безусловно, сочинение позволяет гораздо лучше проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию, развитие речи, наконец. Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды.
Конечно, у одиннадцатиклассников этого года последний пункт вызвал панику – «школа их к этому не готовила». Справедливо, в общем-то. Поэтому оцениваться сочинение будет в этом году по системе «зачет-незачет». Посмотрим, что из этого выйдет.
Кроме этого, в ЕГЭ-2014 будут отменены задания, где нужно будет выбрать один правильный ответ из 4-х вопросов. Теперь выпускникам придется писать ответы самостоятельно.
На мой взгляд, нововведения весьма здравые, а что уж выйдет из этого на практике – покажет время.
А вы как считаете?