Знаете, что меня поражает в современных обувных магазинах? Проблема тридцать шестого размера. Если вы когда-то пробовали купить пару обуви мальчику 7-10 лет, вы скорей всего поняли, о чем я.
Как поступаем мы, не привыкшие к дефициту, живущие при капитализме покупатели, придя за обувью? Мы смотрим выставленные на полках модели, выбираем то, что нравится, а потом вежливо и культурно обращаемся к продавцу: "Подайте, пожалуйста, такой-то размер". И нам тут же несут то, что нужно. Маловато? - принесут на полразмера больше. Большевато? - на размер меньше. Казалось бы, давно прошли те времена, когда мы подкладывали в носок ботинка вату (большое - не малое! Хорошие ботинки, на следующий год будут как раз, а пока с ватой походим!) или сбивали в кровь пальцы ног в явно маловатой обуви (ну что делать, был только один рамер... Может, как-нибудь разносишь...). Нынче не то, что давеча. Выбор такой, что глаза разбегаются, и все размеры, как правило, есть.
Все, да не все.
Собирая мальчика восьми лет в школу, убегаешься :))). Причем убегаешься именно с проблемой обуви, как курица с яйцом. Создается впечатление, что дети бывают только ясельного возраста, ну в крайнем случае дошкольного, лет четырех-пяти; а потом за одну ночь - раз! И становятся взрослыми. С большим размером ноги.
Обуви маленьких размеров столько, что глаза разбегаются. На Платона, например, можно подобрать десяток вариантов - и с машинками, и со смешариками, и даже строгие мужские туфли малюсенького размерчика - только плати. Всякие разные цвета, и фасон, и формы. Но вот с 34 по 37 что-то найти нереально. Прямо какой-то провал. Не выпускают такие, что ли? Странно. Не думаю, что детей с тридцать шестым размером ноги на порядок меньше, чем с двадцать шестым.
Выбирали мы тут, значицца, кроссовки на физ-ру. Тридцать шестого размера, как уже было сказано. В магазине детской обуви.
- Здравствуйте! - обратилась я к продавцу, пройдя по рядам и увидев несколько очень неплохих моделей. - Вы нам не поможете?
- Конечно! А что вы хотели?
- Дайте нам, пожалуйста, кроссовки - вот такие или какие-то другие такого же плана, может быть эти... Тридцать пятого-тридцать шестого размера...
- Тридцать пятого??? Тридцать пятого у нас нет! У нас магазин ДЕТСКОЙ обуви! - возмущенно отвечает продавец. С таким неподдельным негодованием, как будто я спросила что-то очень не детское, фаллоимитатор например или пачку презервативов.
- Эээээ... Ну так я вроде бы ребенку и беру, не себе. Вот он, ребенок, стоит. Ему восемь лет, и размер у него как раз 35. Или уже 36.
- Ребенку? - недоверчиво переспрашивает продавец. - Восемь лет? Ну не знаю. Сейчас я, конечно, посмотрю... - продавец скрывается в подсобке. Надолго.
Наконец она появляется, о чудо! - неся в руках коробку. Пока она идет к нам через торговый зал, я велю сыну сесть на банкетку и разуться - сейчас будем примерять кроссовки.
Но радость преждевременна.
- Нет, тридцать пятого размера у нас нет. Тем более - тридцать шестого. Вот есть одна модель, тридцать три с половиной, - говорит продавец, протягивая мне коробку с уродливыми неопределенного цвета тупоносыми бутсами, на которые, видимо, до этого никто не польстился, - Может, попробуете померить?
Ну да, логично, а что. Вдруг налезет тридцать третий, когда просят тридцать шестой. Помнится, в одном старом советском мультике, недавно праздновавшем свой юбилей, Волк тоже мерил заячьи коньки, и ничего хорошего из этого не получилось.
- Да нет, девушка, спасибо, конечно, вам за беспокойство, но я и так вижу, что они маленькие. А что, действительно больше - ничего? Совсем?
- Ничего... А может, все-таки попробуете померить? У нас только что женщина мальчику восьми лет брала тридцать третий размер!
Ну вообще-то обувь, насколько я знаю, берется не по годам, а именно по размеру... Это еще на одежде иногда пишут - 4-5 лет или там 7-8. Но у обуви есть размер, и тридцать три - это не тридцать шесть. Об этом я и говорю продавцу, вежливо, но твердо.
- Скажите, а вы уверены, что у него тридцать пятый? - не унимается она.
Поскольку ребенок сидит в ожидании на банкетке разутый, я беру левый башмак и показываю на подошве надпись "35".
- Видите? Никак не меньше. Тридцать пятый ему сейчас впритык, так что нам надо, наверно, побольше. Тридцать пять с половиной, а то и тридцать шесть...
- Ну не знааааю, - тянет продавец, - тридцать шестого у нас точно нет. И не было никогда. У нас - детский магазин... И все-таки зря не хотите примерить тридцать третий... А вдруг...
- Нет, спасибо... Значит, совсем ничего? А что же делать?
- Вам, наверно, надо уже во взрослый магазин... - советует продавец.
Мы выходим из магазина и идем через дорогу - в обувной. Взрослый.
Наученная горьким опытом, я уже даже не смотрю на стенды с товаром, а сразу иду к продавцу.
- Тридцать пять - тридцать шесть??? - усмехается продавец, - Ну вы что, девушка, нет, конечно. У нас - взрослая обувь. Мужские модели - начиная с тридцать восьмого размера. Тридцать шестого нет и не было сроду.
- А что же делать? - в растерянности задаю я риторический вопрос.
- А кому вы берете? Мальчику? Вот этому??? Нуууу нет, девушка, что вы, на таких детей у нас ничего не бывает. Вам надо в Детский мир...
В общем, проблема из проблем.
Про Спортмастер знаю, да - там обувь вся в одном месте, и детская, и взрослая, и там скорее всего все размеры есть. Но мне нужны простые кроссовки на физ-ру, то есть на два раза по сорок минут в неделю, и платить за это удовольствие 2500 не хочется. Да, я знаю, что там обувь фирменная, качественная и вообще офигительная, но мне такая не нужна. Мне нужны кроссовки, которые не жалко забыть, потерять, перепутать и в конце концов, не сносив, выбросить. Через год нога вырастет еще и нужны будут другие кроссовки.
Обувь по наследству мы не передаем.
Нашли, конечно, что-то там такое. Какие-никакие кроссовки. С неимоверным трудом.
И даже туфли купили на первое сентября, классические кожаные, под костюм. И тоже не без приключений.
Почти как во времена дефицита.
На босоножки меня уже не хватило. Выстирала в машине с порошком наши старые босоножки из нубука. Скажу вам, затея удалась, стали они как новые.
Осень относим точно. Потом что-нибудь придумаем...