- А мы вот не ходили, и как-то выросли! - пишут одни.
- Как же?? А общение со сверстниками? - ужасаются другие. - Ребенку просто необходимо общение со сверстниками!
Себя лично к противникам детского сада не отношу, и даже соглашусь с тем, что некоторым детям он бывает нужен и даже весьма полезен.
Просто уже несколько дней хожу и раздумываю над этим словосочетанием: "общение со сверстниками".
Понимаете, мне кажется, что большинство проблем нашей взрослой жизни проистекает из того, что наши мамы придавали огромное значение вот этому "общению со сверстниками", понимая его буквально: сверстники - это те, кто одного года рождения. Все. Вот с ними и надо общаться. Шаг влево, шаг вправо - это уже выход за рамки.
Если детку в шесть лет тянуло играть с малышами в песочнице - внимание! Тревожный звонок! Это уже инфантилизм.
Если, наоборот, ребенок упорно тянулся к ребятам постарше - это тоже не есть хорошо. Чего ему там надо? Еще нахватается раньше времени.
- Ну что ты сидишь со мной, как старушка, слушаешь взрослые разговоры? Иди вот с Аней и Ваней поиграй в той комнате! Книжки почитайте, телевизор включите. Иди-иди, нечего!..
Вот есть сверстники - и общайся. Это - безопасная территория и большой жирный плюс ответственным за воспитание: ребенок общается со сверстниками.
И вот мы - большинство из нас - полжизни провели в искусственно собранных коллективах сверстников.
В группе детского сада, в школе, в институте, кто-то и в армии.
Да, нам говорили, что старших надо уважать и слушать. Но где они, старшие, действительно умные и достойные уважения люди? Мы их не видели, кроме родителей и воспитателей.
Да, нам говорили, что малышам надо помогать, защищать их и оберегать от опасностей, но где они, малыши? Наличием в семье младших братьев-сестер могут похвастаться единицы моих ровесников. Огромное большинство ребенка-то настоящего увидали впервые только тогда, когда сами его родили.
Да, нам говорили, что есть слабые, больные и вообще не-такие-как-все, к которым вроде бы тоже нужно относиться лояльно и с пониманием, но опять же - мы их не видели.
Мы видели только сверстников, общались только с ними.
Вопросы "ты что, самый умный? Тебе больше всех надо?" - мы воспринимаем как оскорбление. Потому что среди сверстников не может быть самого умного, самого делового и выдающегося. Все должны быть одинаковы.
Мы не умеем делиться, не умеем защищать, не умеем сочувствовать - и все по той же причине. С какой стати делиться со сверстником? Защищать его? А вот пусть сначала он...
И каждое поколение у нас - свое особое замкнутое мини-общество. Те были еще пионерами, эти собирали вкладыши от жвачки, третьи играли в компьютерные игры... И, встретив "своего", радуешься как ребенок, в то время как с детьми 90х вроде и поговорить не о чем. Потому что мы умеем общаться исключительно со сверстниками...
А потом, в 25, мы вливаемся в большую жизнь и с удивлением видим, что сверстников вокруг нас - раз-два и обчелся.
На работе разновозрастный коллектив, от пионеров до пенсионеров, дома - родители и дети, и мы со своим навыком общения со сверстниками, отточенным до автоматизма, постоянно попадаем впросак.
Теоретически-то мы знаем, что надо делать скидку на возраст, состояние здоровья и прочие индивидуальные особенности окружающих, но на практике - не умеем делать эту скидку. Нас не учили, вернее, раньше нам этого делать не приходилось.
Вокруг были только сверстники.
Нет, наверно, не плохо, что мы умеем общаться в среде себе подобных.
Мы научились адекватно оценивать свои силы в борьбе за общий ресурс, умеем "не зевать", пихаться локтями и вообще пробивать себе дорогу.
Но в некоторых совершенно очевидных вещах мы как слепые котята.
Мы не умеем общаться с ДРУГИМИ.
И это тоже родом из детсадовского детства, да...