Елена Дунаева (grazdano4ka) wrote,
Елена Дунаева
grazdano4ka

Про запреты


Что меня еще напрягает во взглядах... гммм... современных родительских глянцевых журналов и как следствие некоторой "мамской" прослойки - это типа свободное воспитание без запретов.

Стоит написать где-то на форуме о том, что у ребенка сейчас сложный период, видимо кризис 1-2-3-4... лет, слов он не понимает, на запреты реагирует бурным криком - тут же "опытные" и "бывалые" бросаются советовать: "Запрееееты??? Зачем???? Сведи к минимуму! Ребенок развивается, познает мир, а ты ему - запреты! Да ты что! Вырастишь унылое закомплексованное существо!" - "Да я вроде не злоупотребляю, - оправдывается автор, - я и так стараюсь ничего не запрещать..." - "Вот и не злоупотребляй! Рисует на стене? - выдели ему стену в комнате, пусть рисует. Облизывает уличную обувь? - ну протравишь глистов потом, не беда. Залез по шторам на потолок? - радуйся, спортсмен растет. Закрой поплотнее окно, укрепи карнизы и пусть себе лезет, куда хочет..."

Мамы детей постарше уже видели "плоды" такого воспитания - неуправляемые, никого не слушающие дети, с которыми весьма не просто - в саду, в школе, в любом коллективе. Тем не менее идея свободного воспитания без запретов находит все новых почитателей.

Нет, ну то, что какие-то запреты все равно должны быть, современными педагогами все-таки признается. Нельзя втыкать гвозди в розетку. Нельзя выползать из песочницы на Кутузовский проспект, когда там нет пробки, и автомобили несутся как сумасшедшие. Нельзя разжигать костер на кухне. Нельзя вылазить из окон и играть огнестрельным оружием.

По большому счету это, конечно, личное дело каждого. Кому-то проще предотвратить облизывание бордюра во дворе банальным запретом ("нельзя, потому что я так сказала!" - о, ужас), а кому-то - пролечить кишечную инфекцию по скорой в соответствующей больнице и потом еще прогнать глистов у всей семьи. Зато весь двор, открыв рот, любовался на такую либеральную маму: "А я ему ничего не запрещаю! Пусть!" Кому-то нравится жить в квартире с измалеванными стенами и ободранными обоями, каждый раз оправдываясь перед случайными гостями, дескать, вы же понимаете, у нас же ребенок!!! - а кому-то дорог уют и порядок, поэтому он сразу организовывает творческие процессы надлежащим образом, снабдив ребенка мольбертом и карандашами и объяснив их назначение. И, вопреки расхожему мнению, имея 2-3-4-8 детей, живет не в свинарнике. Кто-то готов терпеть изрезанные, испорченные, испачканные вещи и выходки чадушка, сжав зубы и играя желваками - зато вон как здорово ребенок развивается, посмотрите! Как он замечательно засыпает рисом и мукой свежевымытый пол! Как он весело выкладывает в стиральную машину собачий корм, сообразил, надо же - умница какая! Порвал, сломал, порезал? - мелочи, совсем нетрудно это все починить, зато развитие! А кто-то старомодный все-таки приучает беречь чужой труд, вещи, за которые, как говаривали наши бабушки, "между прочим, деньги плОчены", а деньги - это, как вы понимаете, не только всеобщий эквивалент, но еще труд, пот и может быть здоровье того, кто их принес в дом.

Кому что. Как говорится, хозяин-барин.

Тем не менее, если какие-то запреты все равно допускаются даже самыми либеральными воспитателями, почему бы не организовывать свою жизнь так, как хочется и удобно всем, а не только маленькому деспоту? Не призывая ни в коем случае ввести в семье домострой, возьму на себя смелость утверждать, что в разумных запретах нет ничего страшного.

Более того, форма "нельзя!" - без разговоров и объяснений - должна быть обязательно. Как красный свет на переходе - мы же не разбираемся, почему и отчего он вдруг загорелся. И неважно, несется ли мимо нас поток машин или нет никого - стоим и ждем зеленого. Если бы к каждому светофору в городе приставили сотрудника ГАИ, который объяснял бы скептикам, почему именно сейчас красный - это было бы глупо и смешно. Красный - значит, остановились, и все.

Просто "нельзя", без потому что. Без словесной перегрузки типа "животик заболит, в больницу повезут, бла-бла-бла...". Животик у него пока не болит, в больницу никто не везет, и впрошлый раз, кстати, никто не повез :))) а красавец-окурок - вот он, перед носом, бери и в рот. Ребенок и берет.

Запреты - это один из аспектов воспитания, а воспитание есть труд. Проще всего плыть по течению, просто присматривая за ребенком, чтоб не убился - свободное развитие. И гораздо труднее с самого начала учить тому, что такое хорошо и что такое плохо. Кстати, помните, там тоже излишний либерализм товарищем Маяковским не приветствовался: "Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят - он плохой, неряха...". Чувствуете, да? Не великий исследователь мусорного ведра, не обольщайтесь; а просто грязнуля.

"Не позволяйте щенку делать то, чего вы не потерпите от взрослого пса" - помните?

Почему любой нормальный человек запретит ребенку рисовать в своем паспорте и дипломе, а на стене квартиры - ...ну это же ребенок, ему же всего (2,3, 8 лет)...ладно, пусть... Не логичнее ли сразу приучать к правилу, что для рисования есть свои места и свои инструменты? Так же как для игры с крупой, пластилином и т.д.?

Почему мы не представляем себе, как можно отказать ребенку в магазине в покупке копеечной игрушки? Да ладно вам, дескать, это же ребенок. Вырастет - узнает, что деньги не с неба падают, а пока ему все равно не понять - и мы покорно кидаем в корзину свистульки, куколки, пистолетики, киндер-сюрпризы - не обеднеем. Чтоб только чадушко не блажило на весь магазин дурным голосом.

Если вы не даете играть иголками, спицами и хрустальными бокалами - не давайте и коллекционную фарфоровую куклу или какую-то другую вещь, которая вам дорога. Потому что это - мамино. Это не для игры. Гораздо полезнее в данной ситуации повести себя искренне и поступить так, как хочется, нежели чем дать вещь на растерзание и испытывать потом скрытое раздражение, которое обязательно прорвется.

Нельзя играть с хлебом и вообще едой.

Нельзя мешать людям - в очереди, в магазине, на улице.

Нельзя уничтожать плоды чужого труда.

Большинство из нас выросли нормальными адекватными людьми, отнюдь не закомплексованными ничтожествами; и с улыбкой вспоминаем свое детсво и многие родительские "нельзя", как например пароходик из рассказа Б.Житкова "Как я ловил человечков".

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над
столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был
совсем настоящий, только маленький. ...
Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все
позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
- Вот это уж не проси. Не то играть - трогать не смей. Никогда! Это
для меня дорогая память.
Я видел, что, если и заплакать, - не поможет. ...

...Нынче бабушку Житкова просто заклевали бы психологи и педагоги...

А мне почему-то кажется, что у большинства из нас в детстве был такорй "пароходик", который не для игры, и который брать нельзя. И воспоминания о нем в том числе делают детские воспоминания такими светлыми. Как ни странно...

Tags: Воспитательное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment