Что меня еще напрягает во взглядах... гммм... современных родительских глянцевых журналов и как следствие некоторой "мамской" прослойки - это типа свободное воспитание без запретов.
Стоит написать где-то на форуме о том, что у ребенка сейчас сложный период, видимо кризис 1-2-3-4... лет, слов он не понимает, на запреты реагирует бурным криком - тут же "опытные" и "бывалые" бросаются советовать: "Запрееееты??? Зачем???? Сведи к минимуму! Ребенок развивается, познает мир, а ты ему - запреты! Да ты что! Вырастишь унылое закомплексованное существо!" - "Да я вроде не злоупотребляю, - оправдывается автор, - я и так стараюсь ничего не запрещать..." - "Вот и не злоупотребляй! Рисует на стене? - выдели ему стену в комнате, пусть рисует. Облизывает уличную обувь? - ну протравишь глистов потом, не беда. Залез по шторам на потолок? - радуйся, спортсмен растет. Закрой поплотнее окно, укрепи карнизы и пусть себе лезет, куда хочет..."
Мамы детей постарше уже видели "плоды" такого воспитания - неуправляемые, никого не слушающие дети, с которыми весьма не просто - в саду, в школе, в любом коллективе. Тем не менее идея свободного воспитания без запретов находит все новых почитателей.
Нет, ну то, что какие-то запреты все равно должны быть, современными педагогами все-таки признается. Нельзя втыкать гвозди в розетку. Нельзя выползать из песочницы на Кутузовский проспект, когда там нет пробки, и автомобили несутся как сумасшедшие. Нельзя разжигать костер на кухне. Нельзя вылазить из окон и играть огнестрельным оружием.
По большому счету это, конечно, личное дело каждого. Кому-то проще предотвратить облизывание бордюра во дворе банальным запретом ("нельзя, потому что я так сказала!" - о, ужас), а кому-то - пролечить кишечную инфекцию по скорой в соответствующей больнице и потом еще прогнать глистов у всей семьи. Зато весь двор, открыв рот, любовался на такую либеральную маму: "А я ему ничего не запрещаю! Пусть!" Кому-то нравится жить в квартире с измалеванными стенами и ободранными обоями, каждый раз оправдываясь перед случайными гостями, дескать, вы же понимаете, у нас же ребенок!!! - а кому-то дорог уют и порядок, поэтому он сразу организовывает творческие процессы надлежащим образом, снабдив ребенка мольбертом и карандашами и объяснив их назначение. И, вопреки расхожему мнению, имея 2-3-4-8 детей, живет не в свинарнике. Кто-то готов терпеть изрезанные, испорченные, испачканные вещи и выходки чадушка, сжав зубы и играя желваками - зато вон как здорово ребенок развивается, посмотрите! Как он замечательно засыпает рисом и мукой свежевымытый пол! Как он весело выкладывает в стиральную машину собачий корм, сообразил, надо же - умница какая! Порвал, сломал, порезал? - мелочи, совсем нетрудно это все починить, зато развитие! А кто-то старомодный все-таки приучает беречь чужой труд, вещи, за которые, как говаривали наши бабушки, "между прочим, деньги плОчены", а деньги - это, как вы понимаете, не только всеобщий эквивалент, но еще труд, пот и может быть здоровье того, кто их принес в дом.
Кому что. Как говорится, хозяин-барин.
Тем не менее, если какие-то запреты все равно допускаются даже самыми либеральными воспитателями, почему бы не организовывать свою жизнь так, как хочется и удобно всем, а не только маленькому деспоту? Не призывая ни в коем случае ввести в семье домострой, возьму на себя смелость утверждать, что в разумных запретах нет ничего страшного.
Более того, форма "нельзя!" - без разговоров и объяснений - должна быть обязательно. Как красный свет на переходе - мы же не разбираемся, почему и отчего он вдруг загорелся. И неважно, несется ли мимо нас поток машин или нет никого - стоим и ждем зеленого. Если бы к каждому светофору в городе приставили сотрудника ГАИ, который объяснял бы скептикам, почему именно сейчас красный - это было бы глупо и смешно. Красный - значит, остановились, и все.
Просто "нельзя", без потому что. Без словесной перегрузки типа "животик заболит, в больницу повезут, бла-бла-бла...". Животик у него пока не болит, в больницу никто не везет, и впрошлый раз, кстати, никто не повез :))) а красавец-окурок - вот он, перед носом, бери и в рот. Ребенок и берет.
Запреты - это один из аспектов воспитания, а воспитание есть труд. Проще всего плыть по течению, просто присматривая за ребенком, чтоб не убился - свободное развитие. И гораздо труднее с самого начала учить тому, что такое хорошо и что такое плохо. Кстати, помните, там тоже излишний либерализм товарищем Маяковским не приветствовался: "Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят - он плохой, неряха...". Чувствуете, да? Не великий исследователь мусорного ведра, не обольщайтесь; а просто грязнуля.
"Не позволяйте щенку делать то, чего вы не потерпите от взрослого пса" - помните?
Почему любой нормальный человек запретит ребенку рисовать в своем паспорте и дипломе, а на стене квартиры - ...ну это же ребенок, ему же всего (2,3, 8 лет)...ладно, пусть... Не логичнее ли сразу приучать к правилу, что для рисования есть свои места и свои инструменты? Так же как для игры с крупой, пластилином и т.д.?
Почему мы не представляем себе, как можно отказать ребенку в магазине в покупке копеечной игрушки? Да ладно вам, дескать, это же ребенок. Вырастет - узнает, что деньги не с неба падают, а пока ему все равно не понять - и мы покорно кидаем в корзину свистульки, куколки, пистолетики, киндер-сюрпризы - не обеднеем. Чтоб только чадушко не блажило на весь магазин дурным голосом.
Если вы не даете играть иголками, спицами и хрустальными бокалами - не давайте и коллекционную фарфоровую куклу или какую-то другую вещь, которая вам дорога. Потому что это - мамино. Это не для игры. Гораздо полезнее в данной ситуации повести себя искренне и поступить так, как хочется, нежели чем дать вещь на растерзание и испытывать потом скрытое раздражение, которое обязательно прорвется.
Нельзя играть с хлебом и вообще едой.
Нельзя мешать людям - в очереди, в магазине, на улице.
Нельзя уничтожать плоды чужого труда.
Большинство из нас выросли нормальными адекватными людьми, отнюдь не закомплексованными ничтожествами; и с улыбкой вспоминаем свое детсво и многие родительские "нельзя", как например пароходик из рассказа Б.Житкова "Как я ловил человечков".
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над
столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был
совсем настоящий, только маленький. ...
Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все
позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
- Вот это уж не проси. Не то играть - трогать не смей. Никогда! Это
для меня дорогая память.
Я видел, что, если и заплакать, - не поможет. ...
...Нынче бабушку Житкова просто заклевали бы психологи и педагоги...
А мне почему-то кажется, что у большинства из нас в детстве был такорй "пароходик", который не для игры, и который брать нельзя. И воспоминания о нем в том числе делают детские воспоминания такими светлыми. Как ни странно...